Театр. Венская опера. Гензель и Гретель
Представление |
Гензель и Гретель |
Композитор |
Энгельберт Хумпердинк |
Зал |
Венская государственная опера |
Многие годы существует традиция исполнять эту оперу на Рождество как развлечение для малышей, хотя не совсем ясно, почему сказка, действие которой происходит летом, считается такой уж подходящей для зимнего праздника. Трудно представить себе, что малыши в состоянии оценить или полюбить искусную, но все же довольно тяжеловесную оркестровку этой оперы, сделанную в вагнеровском духе, как, впрочем, и многие другие сложности оперы. Однако привычка ставить и слушать ее существует уже так долго, и так много поколений взрослых прожило жизнь с уверенностью, что они любили эту оперу, еще будучи детьми, что только в Соединенных Штатах можно констатировать некоторый спад интереса к ней; в Европе же она по-прежнему очень популярна. В Америке — лучше это или хуже — дети выражают свое мнение более свободно, чем в других странах, и в Рождество по общему согласию (которое, правда, никогда не было предметом научного анализа) пальма первенства теперь отдается опере Джан-Карло Менотти «Амал и ночные гости». Ее сюжет более подходящ для празднования Рождества, к тому же она значительно короче, и на ней можно не засиживаться. Тем не менее «Гензель и Гретель» — это замечательная партитура. Использование в ней подлинных народных детских песен в первом действии, музыка «Молитвы», как она звучит во втором действии, «Скачка ведьмы» и несколько других музыкальных эпизодов — все это стало достоянием нашей культуры. И вполне заслуженно! Можно лишь благодарить судьбу, что Хумпердинк ограничил себя в сочинении других композиций и уделил время — что поначалу было для него второстепенным занятием, сочинению музыки для детской пьесы, которую написала его сестра Адельгейда Вётте для исполнения в кругу семьи.